Новости

Физик из России, пережив клиническую смерть, с научной точки зрения мог доказать существование Троицы, а еще сам принял Крещение.

"...потом я шел один по сводчатому коридору, и этот коридор выходил на луг. Я знал, что, если я выйду на этот прекрасный луг — это все, я умру, там другой мир. У меня был выбор — луг или грязный... Мне предстоял выбор!" - так вспоминал советский и российский физик-механик, один из основоположников советской космонавтики, доктор технических наук, профессор Борис Раушенбах, увиденного в ином мире, во время клинической смерти.

Вообще он очень интересная личность, который не стыдился своей веры.

В 1987 году из журнала "Коммунист" поступило предложение физику-механику Борису Раушенбаху высказаться о программе СОИ Рейгана. Он же в ответ предложил акцентировать внимание на предстоящем тысячелетии Крещения Руси. Все же после краткого раздумья со стороны редакции, он уверенно заявил о своей готовности написать статью

За несколько дней, в спешке, Борис Викторович написал статью, которую, уже отредактированную, "Коммунист" опубликовал вне очереди. Это вызвало широкий резонанс, ведь это была первая публикация в журнале не атеистического содержания. Волнение и возмущение были велики, однако журнал предложил критикам высказаться на его страницах, что никто так и не сделал. Впоследствии появилось больше публикаций, благосклонно относящихся к Церкви, а Раушенбах стал ведущим экспертом по вопросам Крещения Руси в СССР, даже выступил с докладом на сессии ЮНЕСКО в Париже.

Преподавая в физико-техническом институте, Раушенбах был известен своими религиозными убеждениями. Коллеги с уважением и некоторой шутливостью относились к его походам в церковь, даже дав ему дружеские прозвища. Но он не обращал на это внимания.

Он провел серию из десяти двухчасовых лекций под названием "Иконы", которые привлекли внимание не только студентов, но и многих людей из Москвы. Лекции были такими, что не оскорбляли чувства верующих, хотя и были официально представлены как антирелигиозные в отчетах в райкоме, что вызывало смех и иронию среди преподавательского состава.

Борис Викторович также пользовался уважением и интересом со стороны церковной иерархии, часто бывая почетным гостем на мероприятиях в Кремле, и даже поддерживал теплые отношения с Патриархом Пименом, а потом и Алексием II.

Известный писатель Леонид Леонов, также верующий человек, считал Раушенбаха авторитетом в области богословия и консультировался с ним по религиозным вопросам. Дружба между ученым и писателем была настолько крепкой, что им приходилось вместе посещать Троице-Сергиеву лавру, что в те времена считалось необычным для представителей советской элиты.

Клиническая смерть

В феврале 1997 года Борис Викторович пережил клиническую смерть, что стало значимым событием в его жизни.

- Это было на Каширке после операции на почке. Врачи сказали: этой ночи я не переживу. Я действительно умирал… Убедился ли я в существовании души? В каком-то смысле да, но я ведь и раньше не сомневался. Первое, что я установил, так сказать, экспериментально, — умирать не страшно, и даже, я бы сказал… приятно. Уже потом я прочитал книгу Моуди "Жизнь после смерти". Там был один случай, очень похожий на мой. Я видел коридор, видел в конце его свет. И я двигался по этому коридору, это было неприятно — знаешь, как бывает на стадионе, когда идешь футбол в толпе. Потом я шел один по сводчатому коридору, и этот коридор выходил на луг. Я знал, что, если я выйду на этот прекрасный луг — это все, я умру, там другой мир. У меня был выбор — луг или грязный, паршивый и заплеванный коридор. И вот я стоял и выбирал. Впереди тишина, солнышко. Там приятно и хорошо. Но я выбрал трущобы, то есть коридор. И постепенно вернулся к жизни. Только у меня осталось ощущение, что я походил по тому свету и вернулся на этот, чтобы доиграть игру.

Спустя несколько месяцев Борис Викторович принял православное крещение

Вот что он рассказал по этому поводу:

- Крещение прошло у меня дома, после той неудачно проведённой операции... Священник долго не мог понять, кто я такой. Он поначалу думал, что я католик, и это бы упростило дело, но когда узнал, что я гугенот, то был в шоке. Меня крестили с полным обрядом, словно язычника. Но я всегда считал себя христианином и остался им, только теперь я православный. Мне кажется, живя в России, я не мог оставаться в стороне от Православной Церкви. В моём детстве религия была дана мне без выбора, но теперь я принял её осознанно. Я обратился в Православие не только из-за отсутствия гугенотских храмов в России, но и потому, что истине, которую проповедовали апостолы, Православие, по моему мнению, ближе...

После операции Борис Викторович изменился. Он казался очень утомлённым. Нет, его взгляд оставался ярким. Просто исчезла из него жажда земного существования, а на её место пришло стремление к вечной жизни. Но при этом он много размышлял о вере и с научной точки зрения находил подтверждения многим вещам или, как говорят, феноменам.

Борису Викторовичу приходилось много ходить, чтобы восстановить способность передвигаться после долгого периода неподвижности. Он прогуливался с другом по Абрамцево, и каждый его шаг сопровождался болью. Он говорил, что кажется, будто ступает по свёрнутым верёвкам. Одной рукой он опирался на друга, другой - на трость, а иногда останавливался, чтобы посмотреть на играющих детей, и в такие моменты была полная тишина. Потом продолжали путь.

Из бесед о вечном

Во время операции Борис Викторович подвергся отравлению наркозом и потерял кратковременную память. Небольшая часть его мозга, принадлежащая этому блестящему уму, отказывала. Он говорил, что теперь разговор для него превратился в отдельные фрагменты. Его великолепный интеллект оставался с ним, но он сам не мог соединить эти кусочки вместе - ему требовалось напоминание. Это тяжёлое испытание он выдерживал с достоинством и продолжал работать над своими воспоминаниями под названием "Праздные мысли". Так назвал он свою книгу.

- Ведь сейчас столько различных сект появилось! - говорили ему.

Он отвечал:

- Понимаете, сектантство всегда существовало. Проблема сегодня в том, что в школах не преподают Основы Православной Культуры. Раньше, получая азы православной веры в школе, дети становились прочной преградой для сектантов, которым приходилось бороться со стабильными убеждениями. А теперь для них всё стало гораздо проще, так как нет необходимости что-то разрушать. И вот они продвигают свои несостоятельные идеи, и они начинают распространяться. Вера должна воспитываться с самого детства, потому что лишь около десяти-двенадцати процентов людей изначально религиозно одарены. Всех остальных нужно обучать. Если же эти люди вырастают в обществе, где вера считается достойным делом и где все посещают церковь, то и они будут следовать этому примеру.

- Но ведь говорят, что самого Бога всё равно не постичь...

- Бог действительно не постижим, но зато можно понять заповеди и догматы Церкви. Очень важно, чтобы у людей были эти основы.

Еще его спрашивали, интересовались что он пишет:

- А что у вас получилось написать о Троице? Это как-то связано с математикой?

- Я в богословии ничего не понимаю, но однажды меня заинтересовал вопрос логики: может ли она допустить существование Троицы? Вроде бы это абсурд: один объект — и вдруг три объекта. К своей радости, я обнаружил, что подобное есть в математике. Вектор! Он имеет три компоненты, но он один. И то, что всех удивляет в понятии Троицы, абсолютно логично. Вернее, если кого-то удивляет троичный догмат, то только потому, что он не знает математики. Три и один — это одно и то же! Я не вдавался в богословие, но мне удалось показать, что отцы Церкви были правы, когда осуждали ереси. И Церковь восприняла мои идеи положительно. До сих пор не могу понять, как отец Павел Флоренский, математик и наш замечательный богослов, этого не заметил… Мне даже звонили из Духовной академии, сказали, что будут пересматривать свои лекции.

- Борис Викторович, сейчас многие верят в Бога в общем смысле…

- Среди учёных тоже присутствует такая утончённая форма религиозности в мире материализма. Сахаров сказал: мир состоит не только из материи, есть еще что-то, "отепляющее" мир. И многие ученые признают осмысленность мироздания, но в храм не ходят. Хорошего тут мало, но все же это лучше, чем ничего… А в России сейчас традицию пытаются подменить всякой чепухой. Свято место пусто не бывает: уходят священники — появляются сектанты, колдуны, ведьмы. Когда ты обращаешься к священнику, он тебе объясняет, что делать, не потому, что он такой умный, а потому, что так сложилась древняя церковная традиция. И все получается хорошо. Атеисты в этом смысле очень несчастные люди.

А потом сказал:

- Да… В том, что люди "верят в Бога вообще", нет большой пользы. Но это как со стаканом воды: взболтав его, можно поднять грязь с дна. Затем грязь оседает, и вода очищается. Так и здесь: нужно немного времени. Возможно, поколения должны смениться. Многое зависит от Церкви. Но у нас определённо есть шанс. В конце концов, Православие у нас - тысячелетняя традиция, и такие вещи за один-два года или даже за семьдесят не меняются. Церковная жизнь в России всегда была неотъемлемой частью жизни человека. Она пронизывала каждую семью… В нас есть определённая иррациональная составляющая, которая остаётся неизменной, и это даёт основания думать, что не всё потеряно. Я верю, что люди будут возвращаться к Православию.

Он также говорил:

- В советских книгах пытались убедить нас, что "наши космонавты летали в космос и не увидели там Бога". Такой вопрос свидетельствует о грубом непонимании вопроса со стороны наших атеистических авторов. Взгляните Ньютона, он же был верующим человеком, но обратите внимание, построив модель Солнечной системы, он не поместил в нее Бога. Бог пребывает в неком мистическом пространстве, и это прекрасно понимал Ньютон. Поэтому космонавты и не встретили Его, они и не должны были. Когда говорят "иже еси на Небесех", это не означает, что Бог находится на высоте 126 км от поверхности Земли… Кстати, Ньютон – основатель нашей науки, и он был крупным богословом своего времени. И богословских трудов у него столько же, сколько научных… Возьмём XX век. Макс Планк, отец современной физики, ввёл понятие кванта, и он тоже был верующим! Как же можно утверждать, что наука и вера несовместимы?

В последние годы своей жизни, посещая Лавру, он часто повторял:

- Нам нужен Сергий, нам нужен преподобный Сергий, человек его масштаба.

27 марта 2001 года Бориса Викторовича не стало. Перед кончиной он исповедовался и причастился. Его прощание состоялось при большом скоплении народа в храме Святителя Николая в Кузнецах.

Царство Небесное р.Б. Борису и вечный покой.

Слава Богу за всё!

https://dzen.ru/a/Zq4alI_9Y3nsiNpq