Новости

Что скрыл Караваджо на своей картине «Обезглавливание Иоанна Крестителя», и другие загадки известных изображений великого пророка

Сегодня, 11 сентября, Русская Православная Церковь отмечает сразу два праздника – Усекновение главы святого Пророка и Предтечи Господа Иоанна Крестителя и Всероссийский день трезвости.

Иоанн Предтеча на иконах: Рождество, Крещение и смерть
Ни одному святому, кроме Божией Матери, в церковном календаре не посвящено столько праздников, сколько Иоанну Предтече. И Зачатие, и Рождество, и Усекновение главы, и несколько ее Обрéтений… Не говоря уже о Крещении Господнем, событии, в котором Иоанн Креститель сыграл исключительную роль.

Неудивительно, что образ Иоанна Предтечи – один из самых ранних, запечатленных в истории иконы. Уже в первые века христианской истории личность Крестителя Господня выделяется особым образом. Самым древним его изображением считается икона VI века, которая была найдена на Синае, а сейчас находится в коллекции Национального музея искусств имени Богдана и Варвары Ханенко в Киеве.

Другой ранний иконописный сюжет, связанный с Иоанном Предтечей, — это Крещение Господне. Мы находим его уже в известной мозаике баптистерия в Равенне (IV-V век). На иконах, посвященных Крещению, мы видим удивительное, если вдуматься, событие: Иоанн благословляет Христа, человек — Бога. Это удивление хорошо передают строки молитвы Иоанну Крестителю из посвященного ему акафиста: ты сподобился еси коснутися верху́ Царя Христа, вземлющаго грехи мира, Агнца Божия (русский перевод: «Ты сподобился коснуться темени Царя Христа, взявшего на Себя грехи мира, Агнца Божия»).

Гораздо менее известен иконописный образ Рождества Иоанна Предтечи. Внешне он очень похож на икону Рождества Пресвятой Богородицы: только там главные герои — святые праведные Иоаким и Анна, а здесь — Захария и Елисавета.

Сравнительно невелика и иконография праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи. Есть иконы, на которых изображается отсеченная глава Иоанна Предтечи, лежащая на блюде, но это сравнительно поздний образ (характерный, например, для ярославской школы иконописи XVII века), и здесь заметно влияние западной живописи, попытка отдать дань исторической канве события.

Наконец, существует много вариантов образа Иоанна Предтечи, который получил название «Ангел пустыни». Здесь Креститель Господень изображен с двумя крылами за спиной — символом равноангельской жизни и часто — с собственной отрубленной главой в руках. Некоторые усматривают здесь связь с позднейшими иконами мучеников, которых часто изображали вместе с орудиями их казни, которой они прославили Господа, например, с мечом, топором, пикой и т. п. Но в данном случае мы имеем дело с традиционной логикой иконы: она являет преображенную личность. И Иоанн Предтеча изображен с головой потому, что в Вечности он уже воскрешен и жив. А отрубленная глава — это указание на Жертву Христову: недаром на некоторых иконах вместо собственной главы Иоанн держит ягненка — символ Христа, Агнца, закланного от создания мира (Откр 13:8).

Как икона превратилась в картину
Христиане Западной Европы, в отличие от их восточных собратьев, не сталкивались с иконоборчеством. Им не пришлось вести долгие и изнурительные сражения с противниками изображений в храмах, отстаивать на Соборах право писать иконы, поэтому и строгий иконописный канон у них не сформировался — для этого просто не было повода. В результате даже высочайшие образцы западной религиозной живописи, такие как Джотто или его предшественник Чимабуэ, тяготеют к «историчности» сюжета.

До какого-то момента церковное искусство Востока и Запада шло рядом. Фрески собора святого Лазаря в Генуе (XIV век) — это практически образец восточной иконографии, с которой крестоносцы имели возможность познакомиться в Константинополе и других городах православного Востока во времена своих походов. Кроме того, европейские короли иногда приглашали для украшения своих дворцов и соборов греческих мастеров — например, дворцы и собор Монреале на Сицилии оформлены в том числе греками..

Лучшие из мастеров раннего Ренессанса — Джотто, Ханс Мемлинг, Штефан Лохнер, автор знаменитого триптиха «Поклонение волхвов» в Кёльнском соборе, — писали еще иконы, пусть и не в строго каноническом стиле. На едином внутреннем пространстве триптихов XV–XVI веков могут совмещаться события, произошедшие в разное время, например, казнь, погребение и Воскресение Христа. Они совмещаются потому, что они совмещены в Вечности, и это явный признак иконы.

Но с конца XV века начинается итальянский Ренессанс, появляются такие авторы, как Леонардо да Винчи. Его «Иоанн Креститель» уже разительно отличается от «Ангела пустыни», хотя с точки зрения замысла и есть определенное сходство: у Леонардо Иоанн Креститель указывает рукой вверх, явно имея в виду Христа — Того, Кто идет за ним, будучи выше его.

Основная идея Ренессанса (прежде всего итальянского, а за ним и всех прочих) — найти баланс между земной красотой, телесностью — и духом. Это попытка показать красоту тела, «одухотворив» его.

На иконе плоть не уничтожается, но преображается. Икона исходит из того, что в человеке есть определенная иерархия: дух — душа — тело, причем тело занимает подчиненное положение по отношению к душе и духу. А в западной живописи мы видим попытку поставить плоть на первое место.

Отдельные самобытные художники, такие как Эль Греко, в лучших своих произведениях остаются еще на уровне иконописного мастерства. «Иоанн Креститель» Эль Греко — это прежде всего проповедь аскета Иоанна.

Но чем дальше, тем больше в западной живописи делается акцент на историчность сюжета. Тициан, Леонардо да Винчи, Караваджо — всё это живописцы высочайшего уровня, но в их изображениях Иоанна Крестителя на первое место постепенно выходит историческая канва, земной сюжет.

В Амьенском соборе (первая половина XIII века, Франция.— Прим. ред.) хранится лицевая часть главы святого Иоанна Предтечи, в свое время вывезенная крестоносцами из Константинополя. На хорах (верхних галереях. — Прим. ред.) этого собора очень много росписей, изображающих жизнь Иоанна Крестителя, а центральный сюжет — как раз момент усекновения его главы. И очень характерно, что на первый план там выходят такие персонажи, как стражник, который наносит решающий удар. Или Саломея и Иродиада, те самые «роковые женщины», из-за которых и был казнен Иоанн Предтеча. Становится важна внешняя драматичность, «кинематографичность» события.

Покаяние Караваджо
Две очень известные работы, связанные с Иоанном Крестителем, есть у Караваджо (конец XVI – начало XVII века). На одной из них (хранится в кафедральном соборе святой Марии испанского города Толедо, XIII-XV века) изображен молодой Иоанн Креститель, еще подросток. Это потрясающая работа со множеством христианских символов: в руках у юноши тонкий крест-посох, у его ног пасется агнец, над ним тянется виноградная лоза… Через подобные реалистические детали Караваджо хотел передать духовные смыслы.

И другая его знаменитая работа — «Обезглавливание Иоанна Крестителя». Караваджо написал ее на Мальте, где он вступил в орден госпитальеров, и эта работа до сих пор хранится в местном кафедральном соборе.

Центральная фигура этого полотна — палач, который только что отрубил главу Иоанна Крестителя, и пол вокруг него очень реалистично залит кровью. Только намного позже, уже в 1950-х годах, исследователи обратили внимание, что в этой «луже крови» стоит… подпись Караваджо!

Тут самое время вспомнить, что Рим постоянно преследовал Караваджо за однажды совершенное им убийство, эта история всегда тяготела над ним. И некоторые считают, что вот таким необычным образом художник принес свое покаяние. Как бы ответил на призыв, с которым Иоанн Предтеча обращался к людям: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное!»

https://foma.ru/ioann-predtecha-neredko-izobrazhaetsj..